Обществоведение 9

  

Пояснительная записка

       к заданиям первого этапа

республиканской олимпиады по обществоведению, 9 класс

 

 

Задания 1-го тура (29 баллов):

1 – 18 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ).

2 – 2 балла.

3 – 9 баллов (по 3 балла за каждый правильный ответ).

 

 

Задания 2-го тура (42 баллов):

Часть А – 1 балл за каждый верный ответ (всего 13 баллов)

Часть В – 1 балл за каждое верно установленное соответствие и 1 балл за каждое правильное понятие (29 баллов)

Максимальный балл: 71


 

Задания I этапа олимпиады учащихся

по обществоведению

2020/2021 учебный год

9 класс

I ТУР

1.     Прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов.

Восстановите текст, выбирая из списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В психологии понятие характер (от греч. сharacter – «печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в ... (1) и общении, обуславливая типичные для нее способы ... (2). Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что та кой то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества – свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих ... (3). Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и ... (4). Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Непосредственно его формирование происходит в различных по уровню развития группах, таких как ... (5), дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в ... (6), что то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению ... (7) и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Характер развивается на основе, на базе ... (8). Он определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Действительно, характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного ... (9) (Е.И. Рогов).

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе.

а) семья

б) жизнь

в) цель

г) общество

д) темперамент

е) поведение

ж) поступок

з) обстоятельство

и) деятельность

В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано:

(1) Классическая музыка оказывает поистине волшебное действие на людей!

(2) Опыты, проведенные в Австралии, США и Англии, доказали, что проигрывание классической музыки в общественных местах сокращает преступность.

(3) Так, воспроизведение симфонической и камерной музыки в пригородных электричках Лондона снизило количество ограблений на 33 %, нападений на проводников – на 25 %, а случаев вандализма – на 37 %.

(4) Результаты исследования очень интересны и полезны для поддержания общественного порядка.

Определите, какие положения текста носят:

а) фактический характер

б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов:

1

2

3

4

 

 

 

 

 

3.     Восстановите текст:

Самый строгий судья – …, а моральная оценка характеризует соответствие того, что человек … (сущего), тому, как надо делать (…).

 

 

II ТУР

 

ЧАСТЬ А

Задание I. Выберите правильный вариант ответа:

1.     Древнегреческий врач Гиппократ полагал, что в организме меланхолика преобладает:

А) слизь

Б) желтая желчь

В) черная желчь

Г) кровь

2.     «Я – концепция» разработана:

А)

К. Роджерсом

Б) К.Г. Юнгом

В) И.П. Павловым

Г) И.С. Коном

3.     Людей, главный интерес которых направлен на внутренний мир человеческой жизни, на ход мыслей и переживаний, называют:

а) амбиверты

б) флегматики

в) экстраверты

г) интроверты

4.     Потребность – это:

А) реальная причина, которая осознается человеком и направляет познавательную и практическую деятельность

Б) нужда в чем либо, отсутствие чего либо важного, нужного для жизни

В) то, ради чего человек выполняет те или иные действия

Г) характерное для человека активное, целенаправленное отноше ние к окружающему миру и к самому себе

5.     Символы – это:

1) знаки, служащие условным обозначением какого-либо образа или идеи;

2) искусственно созданные человеком предметы и явления.

А) верно 1

Б) верно 2

В) верно 1 и 2

Г) неверно 1 и 2

6.     Занятие аэробикой относится к:

А) элитарной культуре

Б) массовой культуре

В) народной культуре

 

 

Г) профессиональной культуре

 

7.     А.С.Пушкин назвал «умной стариной»:

А) полезные вещи, имеющие давнее происхождение

        

Б) традиции, утратившие свою значимость

В) грамматические нормы языка

Г) традиции, необходимые следующим поколениям людей

8.     Стереотипы – это:  

А) установки

Б) восприимчивость к чужому мнению

В) рефлексия      

Г) привычные нам взгляды

9.     Спортивная команда по баскетболу относится к следующим видам групп:

А) малые                               

Б) большие

В) формальные

Г) неформальные

10.  Эмпатия – это:

А) сопереживание

Б) самостоятельность

В) безразличие

Г) себялюбие

11. Правильное понимание конфликта важно:

1) для выбора адекватной линии поведения в конфликте;

2) для поиска путей его разрешения

А) верно 1

Б) верно 2

В) верно 1 и 2

Г) неверно 1 и 2

12. Социальные нормы, в которых отражаются представления людей о добре и зле, - это:

А) обычаи и традиции нормы

Б) моральные нормы

В) эстетические

Г) правила этикета

 

ЧАСТЬ Б

Задание II.

1) Установите соответствие:

1. Индивид

а) человек как сознательный и ответственный субъект деятельности и отношений с людьми

2. Личность

б) отличительные биологические, психологические и социальные качества человека

3. Индивидуальность                 

в) человек как отдельный, единичный представитель человеческого рода

 

2) И.П.Павлов так охарактеризовал типы темперамента:

1. Флегматик

А) «горячий продуктивный деятель»

2. Меланхолик

Б) «боевой, задорный, легко раздражающийся тип»

3. Холерик

В) «упорный труженик жизни»

4. Сангвиник

Г) «человек, теряющийся в новых условиях»

 

3) Установите соответствие между понятием и его определением:

1. Интерес

А) состояние готовности человека совершить что либо, предрасположенность к активным действиям в определенной ситуации

2. Убеждение

Б) реальная причина, которая осознается нами и направляет познавательную и практическую деятельность

3. Мотив

В) твердая уверенность личности в чем либо, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, суждениями о важном и неважном, достойном и недостойном

4. Установка

Г) то, ради чего человек выполняет те или иные действия

 

4) Установите последовательность:

Законодательный процесс в Республике Беларусь:

 

А) Вступление закона в силу (через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок)

Б) Одобрение законопроекта в Совете Республики (большинством голосов от полного состава)

В) Подписание закона Президентом

Е) Официальное опубликование закона

Г) Принятие законопроекта в Палате представителей (большинством голосов от полного состава)

Д) Внесение проекта закона на рассмотрение Палаты представителей

 

 

5) Найдите в приведённом списке свойства человека, имеющие социальную природу, запишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

6) способность к самосохранению

 

6) Назовите нравственное понятие, которое охарактеризовано в следующих высказываниях:

« … - это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка...

Это дружба и любовь, это забота друг о друге.

Это радость и печали, которые одни на всех.

 

Это привычки и традиции. А еще — это опора во всех бедах и не счастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь».

 

 

Задание III. Впишите необходимое понятие, (слово):

1). Любовь к Родине (своему государству, народу, к тем местам, где человек родился и вырос) – это …

2) Счастье – это …

а) ощущение необыкновенного подъема духовных и физических сил человека

б) полная зависимость от внешних обстоятельств

в) непрерывный поток удовольствий

г) «звездный час» человека, наиболее яркие моменты его жизни

д) состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворенности, полноты бытия

3) Семья является малой социальной группой:

А) да

Б) нет

4) Совокупность культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны на узкий круг ценителей - …

5) Правовая связь человека и государства, которая выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности - ...

6) Гарантом Конституции Республики Беларусь является ...

Ключи:

ТУР

1.

1И, 2Е, 3З, 4Ж, 5А, 6Б, 7В, 8Д, 9Г

2.

1Б, 2А,3А,4Б

3.

Совесть, совершил, должному

II ТУР

ЧАСТЬ А

ЗАДАНИЕ 1

 

1.

В

2.

А

3.

Г

4.

Б

5.

А

6.

Б

7.

Г

8.

Г

9.

А, В

10.

А

11.

В

12.

Б

ЧАСТЬ Б

ЗАДАНИЕ 2

 

1.

1В 2А 3Б

2.

1В 2Г 3Б 4А

3.

1Б, 2В, 3Г, 4А

4.

ДГБВЕА

5.

1, 2, 4

6.

семья

ЗАДАНИЕ 3

1.

Патриотизм

2.

А, Г, Д

3.

А

4.

Элитарная культура

5.

Гражданство

6.

Президент

Комментариев нет:

Отправить комментарий