Пояснительная записка
к заданиям первого этапа
республиканской олимпиады по обществоведению, 9 класс
Задания 1-го тура (29 баллов):
1 – 18 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ).
2 – 2 балла.
3 – 9 баллов (по 3 балла за каждый правильный ответ).
Задания 2-го тура (42 баллов):
Часть А – 1 балл за каждый верный ответ (всего 13 баллов)
Часть В – 1 балл за каждое верно установленное соответствие и 1 балл за каждое правильное понятие (29 баллов)
Максимальный балл: 71
Задания I этапа олимпиады учащихся
по обществоведению
2020/2021 учебный год
9 класс
I ТУР
1. Прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов.
Восстановите текст, выбирая из списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
В психологии понятие характер (от греч. сharacter – «печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в ... (1) и общении, обуславливая типичные для нее способы ... (2). Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что та кой то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества – свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих ... (3). Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и ... (4). Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Непосредственно его формирование происходит в различных по уровню развития группах, таких как ... (5), дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в ... (6), что то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению ... (7) и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Характер развивается на основе, на базе ... (8). Он определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Действительно, характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного ... (9) (Е.И. Рогов).
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе.
а) семья
б) жизнь
в) цель
г) общество
д) темперамент
е) поведение
ж) поступок
з) обстоятельство
и) деятельность
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано:
(1) Классическая музыка оказывает поистине волшебное действие на людей!
(2) Опыты, проведенные в Австралии, США и Англии, доказали, что проигрывание классической музыки в общественных местах сокращает преступность.
(3) Так, воспроизведение симфонической и камерной музыки в пригородных электричках Лондона снизило количество ограблений на 33 %, нападений на проводников – на 25 %, а случаев вандализма – на 37 %.
(4) Результаты исследования очень интересны и полезны для поддержания общественного порядка.
Определите, какие положения текста носят:
а) фактический характер
б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов:
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
3. Восстановите текст:
Самый строгий судья – …, а моральная оценка характеризует соответствие того, что человек … (сущего), тому, как надо делать (…).
II ТУР
ЧАСТЬ А
Задание I. Выберите правильный вариант ответа:
1. Древнегреческий врач Гиппократ полагал, что в организме меланхолика преобладает: | |||
А) слизь | Б) желтая желчь | В) черная желчь | Г) кровь |
2. «Я – концепция» разработана: | |||
А) К. Роджерсом | Б) К.Г. Юнгом | В) И.П. Павловым | Г) И.С. Коном |
3. Людей, главный интерес которых направлен на внутренний мир человеческой жизни, на ход мыслей и переживаний, называют: | |||
а) амбиверты | б) флегматики | в) экстраверты | г) интроверты |
4. Потребность – это: | |||
А) реальная причина, которая осознается человеком и направляет познавательную и практическую деятельность | Б) нужда в чем либо, отсутствие чего либо важного, нужного для жизни | В) то, ради чего человек выполняет те или иные действия | Г) характерное для человека активное, целенаправленное отноше ние к окружающему миру и к самому себе |
5. Символы – это: 1) знаки, служащие условным обозначением какого-либо образа или идеи; 2) искусственно созданные человеком предметы и явления. | |||
А) верно 1 | Б) верно 2 | В) верно 1 и 2 | Г) неверно 1 и 2 |
6. Занятие аэробикой относится к: | |||
А) элитарной культуре | Б) массовой культуре | В) народной культуре
| Г) профессиональной культуре
|
7. А.С.Пушкин назвал «умной стариной»: | |||
А) полезные вещи, имеющие давнее происхождение | Б) традиции, утратившие свою значимость | В) грамматические нормы языка | Г) традиции, необходимые следующим поколениям людей |
8. Стереотипы – это: | |||
А) установки | Б) восприимчивость к чужому мнению | В) рефлексия | Г) привычные нам взгляды |
9. Спортивная команда по баскетболу относится к следующим видам групп: | |||
А) малые | Б) большие | В) формальные | Г) неформальные |
10. Эмпатия – это: | |||
А) сопереживание | Б) самостоятельность | В) безразличие | Г) себялюбие |
11. Правильное понимание конфликта важно: 1) для выбора адекватной линии поведения в конфликте; 2) для поиска путей его разрешения | |||
А) верно 1 | Б) верно 2 | В) верно 1 и 2 | Г) неверно 1 и 2 |
12. Социальные нормы, в которых отражаются представления людей о добре и зле, - это: | |||
А) обычаи и традиции нормы | Б) моральные нормы | В) эстетические | Г) правила этикета |
ЧАСТЬ Б
Задание II.
1) Установите соответствие:
1. Индивид | а) человек как сознательный и ответственный субъект деятельности и отношений с людьми |
2. Личность | б) отличительные биологические, психологические и социальные качества человека |
3. Индивидуальность | в) человек как отдельный, единичный представитель человеческого рода |
2) И.П.Павлов так охарактеризовал типы темперамента:
1. Флегматик | А) «горячий продуктивный деятель» |
2. Меланхолик | Б) «боевой, задорный, легко раздражающийся тип» |
3. Холерик | В) «упорный труженик жизни» |
4. Сангвиник | Г) «человек, теряющийся в новых условиях» |
3) Установите соответствие между понятием и его определением:
1. Интерес | А) состояние готовности человека совершить что либо, предрасположенность к активным действиям в определенной ситуации |
2. Убеждение | Б) реальная причина, которая осознается нами и направляет познавательную и практическую деятельность |
3. Мотив | В) твердая уверенность личности в чем либо, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, суждениями о важном и неважном, достойном и недостойном |
4. Установка | Г) то, ради чего человек выполняет те или иные действия |
4) Установите последовательность:
Законодательный процесс в Республике Беларусь:
А) Вступление закона в силу (через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок)
Б) Одобрение законопроекта в Совете Республики (большинством голосов от полного состава)
В) Подписание закона Президентом
Е) Официальное опубликование закона
Г) Принятие законопроекта в Палате представителей (большинством голосов от полного состава)
Д) Внесение проекта закона на рассмотрение Палаты представителей
5) Найдите в приведённом списке свойства человека, имеющие социальную природу, запишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
6) способность к самосохранению
6) Назовите нравственное понятие, которое охарактеризовано в следующих высказываниях:
« … - это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка...
Это дружба и любовь, это забота друг о друге.
Это радость и печали, которые одни на всех.
Это привычки и традиции. А еще — это опора во всех бедах и не счастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь».
Задание III. Впишите необходимое понятие, (слово):
1). Любовь к Родине (своему государству, народу, к тем местам, где человек родился и вырос) – это …
2) Счастье – это …
а) ощущение необыкновенного подъема духовных и физических сил человека
б) полная зависимость от внешних обстоятельств
в) непрерывный поток удовольствий
г) «звездный час» человека, наиболее яркие моменты его жизни
д) состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворенности, полноты бытия
3) Семья является малой социальной группой:
А) да
Б) нет
4) Совокупность культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны на узкий круг ценителей - …
5) Правовая связь человека и государства, которая выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности - ...
6) Гарантом Конституции Республики Беларусь является ...
Ключи:
I ТУР | |
1. | 1И, 2Е, 3З, 4Ж, 5А, 6Б, 7В, 8Д, 9Г |
2. | 1Б, 2А,3А,4Б |
3. | Совесть, совершил, должному |
II ТУР ЧАСТЬ А | |
ЗАДАНИЕ 1 |
|
1. | В |
2. | А |
3. | Г |
4. | Б |
5. | А |
6. | Б |
7. | Г |
8. | Г |
9. | А, В |
10. | А |
11. | В |
12. | Б |
ЧАСТЬ Б | |
ЗАДАНИЕ 2 |
|
1. | 1В 2А 3Б |
2. | 1В 2Г 3Б 4А |
3. | 1Б, 2В, 3Г, 4А |
4. | ДГБВЕА |
5. | 1, 2, 4 |
6. | семья |
ЗАДАНИЕ 3 | |
1. | Патриотизм |
2. | А, Г, Д |
3. | А |
4. | Элитарная культура |
5. | Гражданство |
6. | Президент |
Комментариев нет:
Отправить комментарий