Обществоведение 10

  

Пояснительная записка

       к заданиям первого этапа

республиканской олимпиады по обществоведению, 10 класс

 

 

Задания 1-го тура (27 баллов):

1 – 18 баллов (по 3 балла за каждое правильное слово).

2 – 4 балла (по 2 балла за каждый правильный ответ).

3 – 5 баллов.

 

 

Часть 2 (54 баллов):

Задание 1:

Часть А – 1 балл за каждый верный ответ (всего 15 баллов)

Задания 2-3:

Часть В – 1 балл за каждое верно установленное соответствие (всего 29 баллов) и по 2 балла за каждое правильное понятие (10 баллов)

Максимальный балл: 81

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания I этапа олимпиады учащихся

по обществоведению

2020/2021 учебный год

10 класс

I ТУР

1)    Дополните выражение

Слова для дополнения: а) правонарушение; б) ответственность; в) свободный; г) политический; д) гарантия; е) правоотношение; ж) гражданство; з) статус; и) обязанность.

(Слов может быть больше, чем необходимо.)

Ответ запишите в виде сочетания цифр и букв (номер выражения и буква дополнения).

Устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей, называют ...(1). Одновременно оно может рассматриваться как ...(2), возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами. Гражданство предполагает определенный ...(3) лица. Только граждане обладают всеми правами и ...(4), предусмотренными в законодательстве страны. Статус гражданина является ...(5) предоставления политических прав и доступа к государственной службе, условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину. Гражданин не может быть выслан из страны за совершение ...(6) или выдан другому государству для придания его суду».

 

2)    Заполните недостающее в схеме:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3)    Какие выводы можно сделать на основании данных переписи населения?

Уровень образования населения Республики Беларусь, 2009 г., % (образовательный уровень населения Республики Беларусь определялся для всех граждан в возрасте старше 10 лет в расчете на 1000 человек)

Уровень образования

На 1000 человек

всего

мужчины

женщины

Высшее

179

166

190

Среднее специальное

256

232

276

Профессионально техническое

105

133

80

Общее среднее

223

243

207

Общее базовое

92

98

87

Общее начальное

111

98

123

 

Какие из выводов верны:

А) Численность мужчин, имеющих среднее специальное и профессионально техническое образование, превосходит количество мужчин с высшим образованием приблизительно в 2 раза.

Б) Количество лиц, имеющих профессионально техническое образование, составляет треть от численности лиц с высшим образованием.

II ТУР

 

ЧАСТЬ А

Задание I. Выберите правильный вариант ответа:

1.     Древнегреческий врач Гиппократ полагал, что в организме меланхолика преобладает:

1) кровь

2) слизь

3) желтая желчь

4) черная желчь

2.     Устойчивые отношения между людьми и общностями людей, которые являются осознанными, понятными их участникам и характеризуются соответствующим поведением:

1) социальное взаимодействие

2) социальные отношения

3) социальный институт

4) социальная роль

3.     Укажите верное высказывание:

А) экономика – это сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей в жизненных благах;

Б) экономика – наука о хозяйственной жизни общества.

1) верно А)

2) верно Б)

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4.     Известный предприниматель и меценат П.М.Третьяков передал в дар г. Москве свою коллекцию картин, что свидетельствует о праве собственника:

1) владеть

2) пользоваться

3) распоряжаться

4) наследовать

5.     Производители хотят продавать продукцию по высоким ценам, а потребители покупать её по низким ценам. В рыночной экономике этот конфликт решается с помощью:

1) правительства

2) объединения предпринимателей

3) финансовых органов

4) конкуренции

6.     Религией является:

1) экзистенциализм

2) коммунизм

3) индуизм

4) либерализм

7.     Переход людей из одних социальных групп в другие называется:

1) социальный лифт

2) социальный дрейф

3) миграция

4) социальная мобильность

8.     Семья в отличии от других социальных институтов выполняет функцию:

1) воспитательную

2) репродуктивную

3) эмоционально психологическую

4) социально статусную

9.     Общение, основанное на категорических указаниях при выполнении приказа руководителя фирмы, называется:

1) либеральное общение

2) диалогическое общение

3) императивное общение

4) манипулятивное общение

10.  Функцию регламентации политическая система выполняет посредством:

1) законодательной власти

2) исполнительной власти

3) судебной власти

4) СМИ

11.  Укажите верное утверждение:

А) широкое распространение в мире получил двухпалатный парламент;

Б) парламент заслушивает отчеты правительства о его деятельности и имеет право отправить министров в отставку в президентской республике.

1) верно А)

2) верно Б)

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12.  Беспартийные и однопартийные системы существуют в условиях:

1) авторитарных режимов

2) диктаторских режимов

3) абсолютных монархий

4) развитого гражданского общества

 

 

 

ЧАСТЬ Б

Задание II.

1)    Соотнесите:

А) Банковский чек

Б) Акция

В) Облигация

Г) Вексель

1) документ, закрепляющий права его владельца на получение части прибыли;

2) долговое денежное обязательство, состав ленное по определенной форме;

3) ценная бумага, которая закрепляет право ее владельца на получение в указанный срок установленной суммы денег;

4) платежный документ, выданный банком на основании своих собственных фондов

 

2) Соотнесите элементы двух множеств:

А) Малая социальная группа

Б) Средняя социальная группа

В) Большая социальная группа

1) этническая общность

2) экипаж самолета

3) производственное предприятие

4) педагогический коллектив школы 5) политическая партия

6) семья

 

3) Установите соответствие между видом хозяйства и его признаками:

А) Товарное хозяйство

Б) Натуральное хозяйство

1) специализация производителей на выработке одного или нескольких продуктов

2) продукты производятся отдельными, относительно обособленными производителями

3) количество и набор производимых товаров долгое время не меняется

4) характерно для некоторых развивающихся стран

5) преобладает при низком уровне развития техники и технологии

6) продукты изготавливаются для удовлетворения собственных потребностей производителя

7) характерно для современного общества

 

4.     Соотнесите элементы двух множеств:

А) Теория естественного права

Б) Позитивная теория права

1) наличие прав не зависит от государства

2) государство обеспечивает права

3) права человека как неотчуждаемы, принадлежат ему от рождения

4) права даруются государством

 

5.     Расположите в правильной последовательности структуру нравственного поведения:

а) выбор средств

б) поступок

в) постановка цели

г) оценка

д) намерение

е) принятие решения

ж) последствия

з) мотив

 

 

Задание III. Впишите необходимое понятие, (слово):

1)    Свободное сосуществование в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций со своими целями и программами, если они не противоречат Конституции страны - …

2)    Союзное государство, которое состоит из субъектов, обладающих определёнными признаками государственной самостоятельности - …

3)    Самостоятельность человека в выборе, верить ему в Бога или отвергать религиозную веру - …

4)    Определить один из основных этапов развития (согласно периодизации) западноевропейской философии: В условиях господства религиозного христианского мировоззрения задача философа виделась в истолковании истин, открытых людям Богом и содержащихся в Священном Писании (Библии). Основные вопросы философии — о соотношении веры и разума, о доказательствах бытия Бога.

5)    Признание за каждым гражданином права исповедовать любую религию, а значит, уважительное отношение к представителям других вероисповеданий - …

 

 

Ключи:

I ТУР

1.

1ж, 2е, 3з, 4и, 5д, 6а

2.

А) монотеистические, Б) Буддизм

3.

А

II ТУР

ЧАСТЬ А

ЗАДАНИЕ 1

 

1.

4

2.

2

3.

3

4.

3

5.

4

6.

3

7.

4

8.

2

9.

3

10.

1, 2

11.

1

12.

1,2,3

ЧАСТЬ Б

ЗАДАНИЕ 2

 

1.

А4, Б1, В3, Г2

2.

А 2,6;  Б 3,4;  В 1,5

3.

А 1,2,7;  Б 3,4,5,6

4.

А 1,3;  Б 2,4

5.

з-д-в-а-с-б-ж-г

ЗАДАНИЕ 3

 

1.

плюрализм

2.

федерация

3.

свобода совести

4.

средневековая философия

5.

веротерпимость

Комментариев нет:

Отправить комментарий