Пояснительная записка
к заданиям первого этапа
республиканской олимпиады по обществоведению, 10 класс
Задания 1-го тура (27 баллов):
1 – 18 баллов (по 3 балла за каждое правильное слово).
2 – 4 балла (по 2 балла за каждый правильный ответ).
3 – 5 баллов.
Часть 2 (54 баллов):
Задание 1:
Часть А – 1 балл за каждый верный ответ (всего 15 баллов)
Задания 2-3:
Часть В – 1 балл за каждое верно установленное соответствие (всего 29 баллов) и по 2 балла за каждое правильное понятие (10 баллов)
Максимальный балл: 81
Задания I этапа олимпиады учащихся
по обществоведению
2020/2021 учебный год
10 класс
I ТУР
1) Дополните выражение
Слова для дополнения: а) правонарушение; б) ответственность; в) свободный; г) политический; д) гарантия; е) правоотношение; ж) гражданство; з) статус; и) обязанность.
(Слов может быть больше, чем необходимо.)
Ответ запишите в виде сочетания цифр и букв (номер выражения и буква дополнения).
Устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей, называют ...(1). Одновременно оно может рассматриваться как ...(2), возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами. Гражданство предполагает определенный ...(3) лица. Только граждане обладают всеми правами и ...(4), предусмотренными в законодательстве страны. Статус гражданина является ...(5) предоставления политических прав и доступа к государственной службе, условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину. Гражданин не может быть выслан из страны за совершение ...(6) или выдан другому государству для придания его суду».
2) Заполните недостающее в схеме:
3) Какие выводы можно сделать на основании данных переписи населения?
Уровень образования населения Республики Беларусь, 2009 г., % (образовательный уровень населения Республики Беларусь определялся для всех граждан в возрасте старше 10 лет в расчете на 1000 человек)
Уровень образования | На 1000 человек | ||
всего | мужчины | женщины | |
Высшее | 179 | 166 | 190 |
Среднее специальное | 256 | 232 | 276 |
Профессионально техническое | 105 | 133 | 80 |
Общее среднее | 223 | 243 | 207 |
Общее базовое | 92 | 98 | 87 |
Общее начальное | 111 | 98 | 123 |
Какие из выводов верны:
А) Численность мужчин, имеющих среднее специальное и профессионально техническое образование, превосходит количество мужчин с высшим образованием приблизительно в 2 раза.
Б) Количество лиц, имеющих профессионально техническое образование, составляет треть от численности лиц с высшим образованием.
II ТУР
ЧАСТЬ А
Задание I. Выберите правильный вариант ответа:
1. Древнегреческий врач Гиппократ полагал, что в организме меланхолика преобладает: | |||
1) кровь | 2) слизь | 3) желтая желчь | 4) черная желчь |
2. Устойчивые отношения между людьми и общностями людей, которые являются осознанными, понятными их участникам и характеризуются соответствующим поведением: | |||
1) социальное взаимодействие | 2) социальные отношения | 3) социальный институт | 4) социальная роль |
3. Укажите верное высказывание: А) экономика – это сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей в жизненных благах; Б) экономика – наука о хозяйственной жизни общества. | |||
1) верно А) | 2) верно Б) | 3) верны оба суждения | 4) оба суждения неверны |
4. Известный предприниматель и меценат П.М.Третьяков передал в дар г. Москве свою коллекцию картин, что свидетельствует о праве собственника: | |||
1) владеть | 2) пользоваться | 3) распоряжаться | 4) наследовать |
5. Производители хотят продавать продукцию по высоким ценам, а потребители покупать её по низким ценам. В рыночной экономике этот конфликт решается с помощью: | |||
1) правительства | 2) объединения предпринимателей | 3) финансовых органов | 4) конкуренции |
6. Религией является: | |||
1) экзистенциализм | 2) коммунизм | 3) индуизм | 4) либерализм |
7. Переход людей из одних социальных групп в другие называется: | |||
1) социальный лифт | 2) социальный дрейф | 3) миграция | 4) социальная мобильность |
8. Семья в отличии от других социальных институтов выполняет функцию: | |||
1) воспитательную | 2) репродуктивную | 3) эмоционально психологическую | 4) социально статусную |
9. Общение, основанное на категорических указаниях при выполнении приказа руководителя фирмы, называется: | |||
1) либеральное общение | 2) диалогическое общение | 3) императивное общение | 4) манипулятивное общение |
10. Функцию регламентации политическая система выполняет посредством: | |||
1) законодательной власти | 2) исполнительной власти | 3) судебной власти | 4) СМИ |
11. Укажите верное утверждение: А) широкое распространение в мире получил двухпалатный парламент; Б) парламент заслушивает отчеты правительства о его деятельности и имеет право отправить министров в отставку в президентской республике. | |||
1) верно А) | 2) верно Б) | 3) верны оба суждения | 4) оба суждения неверны |
12. Беспартийные и однопартийные системы существуют в условиях: | |||
1) авторитарных режимов | 2) диктаторских режимов | 3) абсолютных монархий | 4) развитого гражданского общества |
ЧАСТЬ Б
Задание II.
1) Соотнесите:
А) Банковский чек Б) Акция В) Облигация Г) Вексель | 1) документ, закрепляющий права его владельца на получение части прибыли; 2) долговое денежное обязательство, состав ленное по определенной форме; 3) ценная бумага, которая закрепляет право ее владельца на получение в указанный срок установленной суммы денег; 4) платежный документ, выданный банком на основании своих собственных фондов |
2) Соотнесите элементы двух множеств:
А) Малая социальная группа Б) Средняя социальная группа В) Большая социальная группа | 1) этническая общность 2) экипаж самолета 3) производственное предприятие 4) педагогический коллектив школы 5) политическая партия 6) семья |
3) Установите соответствие между видом хозяйства и его признаками:
А) Товарное хозяйство Б) Натуральное хозяйство | 1) специализация производителей на выработке одного или нескольких продуктов 2) продукты производятся отдельными, относительно обособленными производителями 3) количество и набор производимых товаров долгое время не меняется 4) характерно для некоторых развивающихся стран 5) преобладает при низком уровне развития техники и технологии 6) продукты изготавливаются для удовлетворения собственных потребностей производителя 7) характерно для современного общества |
4. Соотнесите элементы двух множеств:
А) Теория естественного права Б) Позитивная теория права | 1) наличие прав не зависит от государства 2) государство обеспечивает права 3) права человека как неотчуждаемы, принадлежат ему от рождения 4) права даруются государством |
5. Расположите в правильной последовательности структуру нравственного поведения:
а) выбор средств
б) поступок
в) постановка цели
г) оценка
д) намерение
е) принятие решения
ж) последствия
з) мотив
Задание III. Впишите необходимое понятие, (слово):
1) Свободное сосуществование в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций со своими целями и программами, если они не противоречат Конституции страны - …
2) Союзное государство, которое состоит из субъектов, обладающих определёнными признаками государственной самостоятельности - …
3) Самостоятельность человека в выборе, верить ему в Бога или отвергать религиозную веру - …
4) Определить один из основных этапов развития (согласно периодизации) западноевропейской философии: В условиях господства религиозного христианского мировоззрения задача философа виделась в истолковании истин, открытых людям Богом и содержащихся в Священном Писании (Библии). Основные вопросы философии — о соотношении веры и разума, о доказательствах бытия Бога.
5) Признание за каждым гражданином права исповедовать любую религию, а значит, уважительное отношение к представителям других вероисповеданий - …
Ключи:
I ТУР | |
1. | 1ж, 2е, 3з, 4и, 5д, 6а |
2. | А) монотеистические, Б) Буддизм |
3. | А |
II ТУР ЧАСТЬ А | |
ЗАДАНИЕ 1 |
|
1. | 4 |
2. | 2 |
3. | 3 |
4. | 3 |
5. | 4 |
6. | 3 |
7. | 4 |
8. | 2 |
9. | 3 |
10. | 1, 2 |
11. | 1 |
12. | 1,2,3 |
ЧАСТЬ Б | |
ЗАДАНИЕ 2 |
|
1. | А4, Б1, В3, Г2 |
2. | А 2,6; Б 3,4; В 1,5 |
3. | А 1,2,7; Б 3,4,5,6 |
4. | А 1,3; Б 2,4 |
5. | з-д-в-а-с-б-ж-г |
ЗАДАНИЕ 3 |
|
1. | плюрализм |
2. | федерация |
3. | свобода совести |
4. | средневековая философия |
5. | веротерпимость |
Комментариев нет:
Отправить комментарий